Калифорнийская команда "Saviour Machine", позаимствовавшая свое название у песни Дэвида Боуи с альбома "The Man Who Sold The World", была основана летом 1989 года братьями Клэйтонами, Эриком (вокал) и Джеффом (гитара). Усиленная ритм-секцией в лице Дина Форсита (бас) и Криса Фи (ударные) группа пробовала выступать в ночных клубах Сан-Бернардино, а в 1990-м записала свое первое демо. Впрочем, при засилье поп-металла "Машине Спасителя" с ее готически-ориентированной музыкой и религиозной тематикой текстов трудно было проложить себе дорогу, и лишь за счет театрализованного оформления концертов (с пиротехникой и слайд-шоу) коллектив привлекал к себе внимание публики.
Прорыв случился в 1992 году после посещения командой христианского фестиваля в Ирвайне, когда каким-то чудом демка "SM" попала в нужные руки и привела к заключению сделки с "Frontline Records". В 1993-м вышел дебютный альбом, записанный с новым барабанщиком Сэмюэлем Вестом. Сделанная под влиянием "Queensryche" и "U2", работа, тем не менее, отличалась сильной готической атмосферой и лирикой с отсылами к "Откровению Иоанна Богослова".
К сожалению, вскоре после выхода пластинки у группы начались проблемы, поскольку люди, покровительствующие ей в "Frontline Records", уволились. Кроме того, успешное в целом турне, проведенное на разогреве у "Deliverance", закончилось неприятным инцидентом, когда один из промоутеров, усмотревший расхождение между содержанием песен и сценическим образом "Saviour Machine", прямо в середине сета вырубил электричество. Лишенные возможности довести гастроли до конца, музыканты вернулись в студию, однако из-за неважных финансовых дел лейбла их бюджет был сильно подрезан.
К началу сессий Веста сменил Джейсон Харт, а, кроме того, к составу примкнул клавишник Натан Ван Хала, чье появление придало "Savior Machine II" сильный привкус классики. После выхода диска Эрик выкупил у "Frontline" все мастер-пленки и организовал собственный лейбл "MCM Music". Одновременно коллектив, так и не нашедший должного признания на родине, перенес свою деятельность на европейские территории.
И действительно, в Старом Свете публика проявила к творчеству "Машины" гораздо больший интерес, и тому подтверждением стал контракт с немецкой конторой "Massacre Records". В 1995 году эта фирма выпустила концертный альбом "Live In Deutschland", завершивший первую фазу существования "Saviour Machine". Сменив бас-гитариста на Чарльза Купера, команда занялась подготовкой грандиозного мультиальбомного проекта "Legend", охарактеризованного ею как "неофициальный саундтрек к концу мира". По существу данное произведение можно было рассматривать как рок-оперу, в которой соединились классическая и хоровая музыка, дум- и готик-метал, ближневосточные мотивы и элементы индастриала.
В 1997-м вышла первая часть "Легенды", за ней последовала вторая, а после этого дело забуксовало. Третий компакт пришлось ожидать уже не один, а три года, что отчасти было связано с кадровой неразберихой. Диск, записанный с участием гитариста "Narnia" Карла-Йохана Гриммарка, назывался "Legend III:I", что предполагало еще одну, финальную серию, однако группу настиг серьезный творческий кризис, и подготовка последней главы растянулась на долгие годы