Несмотря на то, что "Steel Prophet" образовались в 1985 году, их первая пластинка вышла в свет лишь 10 лет спустя. Начальную фазу, длившуюся около двух лет, группа провела в родном Миддлтауне (штат Коннектикут), причем за это время в составе пару раз сменились вокалисты и барабанщики, и лишь один из основателей проекта, гитарист Стив Качинский, сумел удержать свои позиции. В 1988-м, уже после того как одна из песен "Steel Prophet" очутилась на сборнике "Iron Tyrants, Vol. 2", Стив решил покинуть свое захолустье и вместе с ударником Джоном Тараскио двинул в Лос-Анжелес. На калифорнийской земле парни собрали новую версию "SP", однако она тоже оказалась неустойчивой, и из местных рекрутов удержался в седле лишь басист Винс Деннис. Наконец, на рубеже 90-х годов с вокалистом Риком Митясиным и вторым гитаристом Джоном Пагетом группа записала демо "Inner Ascendance".
И хотя этот пробник пошел на ура в Европе, команда продолжала ошиваться в окрестностях Города Ангелов и пробавлялась концертами, деля площадки с коллективами типа "Armored Saint", "Fates Warning" и "Saxon". После того, как Пагета заместил Горацио Кольменарес, "Steel Prophet" все же сменили приоритеты и занялись студийной работой, попутно заключив контракт с "Foundations 2000".
Впрочем, сделка с данной конторой оказалась тухлой, и заготовленные для дебютного альбома треки материализовались только в 1995 году с помощью немецкого лейбла "Art Of Music". После выхода EP "Continuum" ушли Тараскио и Кольменарес, и второй лонгплей записывался с Джоном Понсом (гитара) и Питом Парада (ударные). На "Into The Void", также как и на "The Goddess Principle", чувствовалось влияние ранних "Queensryche", "Fates Warning" и "Crimson Glory", и хотя музыка стала несколько более приглаженной, местами "Steel Prophet" по-прежнему не чурались трэшевых риффов. В 1998-м коллектив поднял свой статус перемещением под эгиду "Nuclear Blast", где, поменяв ударника на Пэта МакГрата, дебютировал с программой "Dark Hallucinations". Смесь трэш-, пауэр- и прог-металла пришлась по вкусу любителям тяжмета, и критики оценили ее по достоинству.
льбом носил полуконцептуальный характер, и часть композиций была навеяна произведением Рэя Брэдбери "Fahrenheit 451". После солидного евротура, проведенного с "Gamma Ray" и "Edguy", ушел МакГрат, а на очередных сессиях стучал Кевин Кафферти. На "Messiah" "пророки" попытались изменить звучание и приблизить его к упрощенным песенным структурам, однако это получилось у них далеко не во всех альбомных треках.
В том же 2000-м вышел диск "Genesis", куда помимо песен с "Inner Ascendance" попала пачка разномастных каверов от "Accept" до "Simple Minds". На следующий год в составе опять произошли замены, и в команде появились новички Карл Росквист (ударные) и Джим Вильямс (гитара). Записанный со свежими силами, альбом "Book Of The Dead" получился достаточно разнообразным, и на нем нашлось место как пауэрным бодрячкам ("When Six Was Nine") и притрэшованным номерам ("Phobia"), так и прогрессивным изыскам ("Locked Out") и балладам ("Burning Into Blackness"). Примерно такой же схемы музыканты старались придерживаться и на "Unseen", однако эта полнометражка вышла более эпичной. В 2003-м после 13-летнего пребывания в группе ушел Митясин, а долгие поиски его замены закончились приглашением к микрофону Надира Д'Приста (экс-"London").
Кроме того, коллектив поджидали и другие изменения – уход с "Nuclear Blast" на "Massacre Records", передачу второй гитары Питу Скерметте и возвращение за ударные Кафферти. Хотя вокал Надира, продемонстрированный на альбоме "Beware", был более грубым чем у Рика, многие сочли его вполне достойной заменой, тем более что "Steel Prophet" остались верны своему стилю. Так или иначе, но Д'Прист ненадолго задержался в команде, вновь уступив пост Митясину. Помимо того в состав вернулся Кольменарес, а барабаны отошли к Джину МакИвену